Если вы решили получить водительские права после 5 августа 2013 года, то все ваши дороги будут вести в автошколу. Закон запрещает самостоятельную подготовку. Причем теперь разрешено сдавать экзамен не только по месту прописки, жительства и временного пребывания экзаменующегося, но и в городе, районе, селе или деревне, где находится автошкола, проводившая обучение. То есть выбирайте любую автошколу в стране и получайте там знания и предварительные аттестаты.
Самое главное и не слишком приятное нововведение – по условиям новых правил, экзамены сдавать придется дважды, или в два этапа, а то и больше. И учиться, кстати, тоже предписывается в два этапа.
К примеру, отучились вы теории в автошколе, честно проехали все практические занятия по вождению на площадке. По терминологии ГИБДД, вы освоили первоначальные навыки вождения. Затем в автошколе сдается внутренний экзамен, по результатам которого на руки выдается промежуточная аттестация. И следующее испытание – экзамен по первоначальным навыкам в ГИБДД. Он состоит из двух частей: проверка по билетам теоритических знаний (в электронном виде) и езда по площадке. Кстати, регламент по заданиям на площадке еще в стадии разработки.
По результатам данного экзамена, на руки выдается экзаменационный лист с подписью экзаменатора. На документе должна стоять печать подразделения экзаменационной комиссии ГИБДД. И только после этого будущий водитель допускается к обучению на настоящих дорогах. Получается, что без первичной аттестации на общественные транспортные дороги он выезжать не имеет право. И вновь автошкола учит ездить водителя уже по дорогам, выдает аттестат и вновь отправляет в ГИБДД сдавать последний экзамен – езда по городу. Успешная сдача – и водительские права ваши! (у нас в Бурятии еще не вступило в силу)
Провалили экзамен пересдавайте его, предварительно поготовившись не менее 7 дней. К слову, количество попыток ограничивать не будут – ходите, пересдавайте, пока не примелькаетесь и не вызубрите все назубок. Однако на сдачу экзамена дается всего 3 попытки и те же 7 дней перерыва между пересдачами. Не сдали с третьего раза? Идите в библиотеку, к автоинструктору, опытному тренеру – учитесь, практикуйтесь, тренируйтесь и вновь приходите только через 30 дней.
Почему было решено доверить первый этап сдачи экзаменов на права – теория и площадка - автошколам? Потому что это дешевле и проще для государства, нежели строить новые площадки в ГИБДД для проведения экзаменов и закупать нужное количество автомобилей для учеников. К тому же в ряде регионов учеников на вождение - раз-два и обчелся. Нерационально и невыгодно строить для этого отдельные площадки, посчитали законотворцы, придумав привлечь к этому обычные автошколы. А точнее – те автошколы, у которых база полностью соответствует требованиям. Автошкола может обучать и выдавать аттестат, если сможет обеспечить доступ к билетам в электронном виде и обустроить площадку согласно регламентам ГИБДД. Если вы пройдете обучение на автоматизированном автодроме и успешно будете аттестованы, экзамен по первоначальным навыкам проставляется «автоматом». Что касается требований к экзаменаторам, то и они становятся довольно жесткими. Возраст инспектора-экзаменатора должен быть не менее 25 лет (ранее был 23 года), стаж – от 5 лет. Теперь экзаменатором невозможно будет стать без высшего образования (до 5 ноября 2013 года - со средним образованием). По мнению экспертов, изменения в требованиях и алгоритмах сдачи экзаменов, вступающие в силу уже в текущем году, направлены на благие цели – на повышение качества образования водителей. Но, скорее всего, это спровоцирует увеличение цен на обучения в автошколах, усиленный контроль приведет к увеличению стоимости взятки там, где она практиковалась ранее. Сами инструкторы, соответствующие новым жестким требованиям, будут претендовать на более высокую зарплату, и еще много изменений повлечет за собой данное нововведение.
Несмотря на то, что по новым правилам сдавать на права придется уже с 5 ноября, правительство разработало и опубликовало лишь первое постановление – подзаконный акт, раскрывающий суть закона. Программы подготовки водителей по новым требованиям закона только прорабатываются. Неразбериха и в другом вопросе. Раньше программы обучения для открытия категорий А и В предлагало министерство образования. Во вступающем в силу с 1 сентября 2013 года законе об образовании подготовку водителей следует считать профессиональной подготовкой. А программы для профессиональных водителей разрабатывал Минтранс, которое и сегодня согласно разработать программы, но исключительно для двух категорий С и D с прицепами и подкатегориями. Разработчик программы популярной категорией В на сегодня под вопросом.
Что еще изменится в водительском удостоверении Новый закон о безопасности дорожного движения, вступающий в силу с 5 ноября 2013 года, запрещает управление каким-либо транспортом при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, если на руках у водителя только иностранное национальное или международное водительское удостоверение. Штрафовать будут и должностные лица, доверяющие таким водителям руль служебного автомобиля. Сумма штрафа - 50 тыс. рублей. Придется дополнительно сдавать экзамены на управление мотоциклами, чтобы открыть категорию A, мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью до 11 киловатт – на подкатегорию А1, мопедами и легкими квадрициклами - категорию М, трициклами и квадициклами - подкатегорию B1.